http://www.labour.7-1.ru
Право и гарантии
Обеспечение охраны труда
Государственный надзор
Ответственность
Заключительные положения
Примечания
ТОИ Р-66-01-95
ТОИ Р-66-02-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-03-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-04-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-05-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-06-93 (изм. 95)
ТОИ Р-66-07-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-08-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-09-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-10-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-11-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-12-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-13-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-14-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-15-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-16-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-17-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-18-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-19-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-20-93* (изм. 95)
ТОИ Р-66-21-95
ТОИ Р-66-22-95
ТОИ Р-66-23-95
ТОИ Р-66-24-95
ТОИ Р-66-25-95
ТОИ Р-66-26-95
ТОИ Р-66-27-95
ТОИ Р-66-28-95
ТОИ Р-66-29-95
ТОИ Р-66-30-95
ТОИ Р-66-31-95
ТОИ Р-66-32-95
ТОИ Р-66-33-95
ТОИ Р-66-34-95
ТОИ Р-66-35-95
ТОИ Р-66-36-95
ТОИ Р-66-37-95
ТОИ Р-66-38-95
ТОИ Р-66-39-95
ТОИ Р-66-40-95
ТОИ Р-66-41-95
ТОИ Р-66-42-95
ТОИ Р-66-43-95
ТОИ Р-66-44-95
ТОИ Р-66-45-95
ТОИ Р-66-46-95
ТОИ Р-66-47-95
ТОИ Р-66-48-95
ТОИ Р-66-49-95
ТОИ Р-66-50-95
ТОИ Р-66-51-95
ТОИ Р-66-52-95
ТОИ Р-66-53-95
ТОИ Р-66-54-95
ТОИ Р-66-55-95
ТОИ Р-66-56-95
ТОИ Р-66-57-95
ТОИ Р-66-58-95
ТОИ Р-66-59-95
ТОИ Р-66-60-95
ТОИ Р 01-00-01-96
ТОИ Р-01-002-97
ТОИ Р-07-010-98
ТОИ Р-15-001-97
ТОИ Р-15-002-97
ТОИ Р-15-003-97
ТОИ Р-15-004-97
ТОИ Р-15-005-97
ТОИ Р-15-006-97
ТОИ Р-15-007-97
Федеральный закон. Об основах охраны труда в Российской Федерации
строительство коттеджа квартира - ремонт и перепланировка строительство дачи стройматериалы Федеральный закон.  Об основах охраны труда в Российской Федерации
Федеральный закон. Об основах охраны труда в Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

Об основах охраны труда в Российской Федерации *О)

(с изменениями на 9 мая 2005 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 53-ФЗ (Российская газета, N 90, 23.05.2002);

Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 5, 15.01.2003);

Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005).

____________________________________________________________________

 

 

Принят

Государственной Думой

23 июня 1999 года

 

Одобрен

Советом Федерации

2 июля 1999 года

 

 

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

 

 

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем

Федеральном законе

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

 

охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

 

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

 

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

 

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

 

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

 

рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

 

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

 

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

 

производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

 

 

 

Статья 2. Законодательство Российской Федерации

об охране труда и сфера его применения

 

1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

 

работодателей;

 

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

 

членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

 

студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

 

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

 

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

 

3. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. *2.3)

 

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. *2.4)

 

 

 

Статья 3. Государственные нормативные требования

охраны труда

 

1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

 

2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. *3.2)

 

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. *3.3)

 

 

 

Статья 4. Основные направления государственной политики

в области охраны труда

 

1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

 

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

 

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

 

государственное управление охраной труда;

 

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

 

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

 

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; *4.1.8)

 

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

 

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; *4.1.10)

 

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

 

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

 

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

 

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; *4.1.14)

 

международное сотрудничество в области охраны труда; *4.1.15)

 

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; *4.1.16)

 

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

 

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

 

 

 

Статья 5. Полномочия органов государственной власти

Российской Федерации в области охраны труда

 

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:

 

определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;

 

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;

 

определение основ государственного управления охраной труда;

 

разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением; *5.5)

 

определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;

 

определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

 

установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 

определение системы и порядка осуществления государственной экспертизы условий труда (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 53-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

 

организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях; *5.10)

 

организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда; *5.11)

 

обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда; *5.12)

 

координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; *5.13)

 

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; *5.14)

 

международное сотрудничество в области охраны труда;

 

другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

 

 

 

Статья 6. Полномочия органов государственной власти

субъектов Российской Федерации в области охраны труда

 

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда относятся:

 

реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;

 

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда;

 

государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации;

 

участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

 

разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением; *6.6)

 

определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

 

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

 

организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

 

организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 53-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

 

передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;

 

другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

 

 

 

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в

области охраны труда

 

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

ГЛАВА II

Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Строительство и ремонт,  квартиры,  дома,  стройматериалы,  магазины строительные материалы и цены 7-1.ru Rambler's Top100 www.7-1.ru рекомендуем